"Рослизинг": обзор рынка лизинга по итогам 2009 года. "All-Leasing.Ru". 5 апреля 2010
05.04.2010 - 16:12
Российская ассоциация лизинговых компаний провела исследование ситуации на рынке лизинга по итогам 2009 года. Исследование основано на данных анкетирования 73 лизинговых компаний, которые, по оценкам "Рослизинга", формируют не менее 60% лизингового рынка России. При расчете основных показателей лизинговой отрасли были проведены корректировки с учетом данного допущения.
Помимо данных анкетирования в исследовании использовались публикуемые данные Центрального банка РФ, аналитических агентств Cbonds и "Автостат", а также независимые экспертные оценки.
В материалах исследования проводится анализ основных показателей рынка лизинга: объема нового бизнеса, величины лизингового портфеля, объема полученных платежей, числа заключенных контрактов, числа лизингополучателей. Также в рамках проекта проведено исследование структуры рынка лизинга по основным сегментам, географическому распределению сделок и происхождению капитала лизинговых компаний.
В приложениях приведены рейтинги лизинговых компаний по базовым показателям.
Резюме
Вторая половина 2009 года ознаменовалась "оттаиванием" лизинговой отрасли. Объем нового бизнеса без учета НДС составил более 270 млрд рублей. За III и IV кварталы прошлого года прирост составил порядка 330%. В целом в 2009 году наблюдалось двукратное сокращение объемов лизинга.
Совокупный портфель лизинговых компаний, принявших участие в исследовании, проведенном ассоциацией "Рослизинг", за 2009 год изменился незначительно, увеличившись на 1% и достигнув 457,9 млрд рублей. Число заключенных в прошедшем году контрактов сократилось в два раза и составило 29 333 штуки. Лизинговые компании значительно ужесточили процесс отбора лизингополучателей. На фоне сокращения числа обращений предприятий к лизинговым компаниям (на 9,5%) была одобрена лишь треть сделок (33,81%). В 2008 году контракты заключались в 50 случаях из 100. Топ-менеджмент лизинговых компаний называет поиск качественных заемщиков одной из наиболее серьезных задач, с которыми лизингодателям пришлось столкнуться в истекшем году. Она останется актуальной и в 2010 году.
"Подушкой безопасности", не допустившей еще более глубокого проседания рынка по итогам года, стал сегмент лизинга авиации. Также в сравнении с прошлым годом выросли объемы лизинга подвижного состава и сельскохозяйственной техники. Автолизинг, как и автопром в целом, сократился двукратно. Заметное падение наблюдалось и в большинстве сегментов сделок с оборудованием за исключением телекоммуникационного и нефтегазового. Основной тенденцией 2009 года можно признать рост степени концентрации бизнеса вокруг крупнейших компаний, в большинстве своем имеющих отношение к государственному капиталу.
В региональном разрезе наблюдалось смещение центра тяжести в сторону центральных регионов; Сибирь также становится все более привлекательной для лизингодателей.
В 2009 году продолжился рост степени значимости собственных ресурсов компаний для финансирования лизинговых операций. Доля авансовых платежей практически не менялась, что, по-видимому, указывает на исчерпанность возможностей лизинговых компаний по перекладыванию части расходов на лизингополучателей без угрозы снижения привлекательности оказываемых услуг.
Еще одна тенденция 2009 года — постепенное сокращение операционных расходов компаний. Лизингодатели закрывают свои региональные представительства (филиальная сеть лизинговых компаний в 2009 году уменьшилась на 8%) и увольняют персонал: общее сокращение штатов составило около 15%.